В каждый период бодрствования необходимо провести занятие, игру-забаву с ребенком, а затем предоставить ему возможность бодрствовать самостоятельно, но, конечно, под наблюдением взрослого.
У маленького человека еще слабы резервы нервной системы, он быстро утомляется, отвлекается. Но как бы ни был мал неслушник, необходимо тренировать его внимание, умение сосредоточиваться. И если к тому же малышу интересно, он способен к концу года безотрывно заниматься 10 - 15 минут.
Правда, "летучий" характер внимания малыша не скоро исправится, при малейшей помехе (упал стул, громко зазвучала музыка и т. п.) кроха тут же отвлечется, и вновь завладеть его вниманием будет непросто. Так что во время занятий старайтесь соблюдать тишину, это поможет ребенку быстрее войти в контакт со взрослым.
Родители воспитывают и развивают детей чаще всего по наитию, нежели по знанию, по науке. Особенно это касается игрушек. Какие ни попали под руки, те и даем детишкам. А ведь, наверное, здесь есть какие-то закономерности, наверное, каждому возрасту нужно подобрать свои игрушки. Ведь человечек-то не стоит на одном месте, он, даже если родители его не ахти какие опытные и предусмотрительные, все равно растет, взрослеет, совершенствуется, нуждается во все более сложных играх.
Каждому микровозрасту соответствуют свои игры, занятия. Вы уже знаете, как следует заниматься с малышом. На протяжении второго полугодия вам нужно обучить малыша следующему:
- выполнять действия с 2 - 3 предметами (воздействуя на один предмет, малыш изменяет в пространстве положение другого); выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпать все шарики из ведерка или опрокидывать тележку с кубиками и т. п.);
- вкладывать предметы в полое пространство (например, в коробку, ведерко);
- прокатывать предметы: толкать игрушки от себя, следовать за отталкиваемым предметом, прокатывать с лоточка;
- снимать предметы с опоры: кольца со стержня, втулки со шнура, шары с ленты (стержни, шнуры, ленты расположены горизонтально);
- нанизывать кольца большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости);
- рассоединить два предмета или один, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивать грибки, втулки из отверстий панели (столика, верстачка), открывать матрешки, бочата и т. п. (с помощью ленты, приемом подтягивания);
- открывать коробки: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки, проталкивать, выдвигать крышки на коробках;
- выполнять двухактные взаимоисключающие действия: выкладывание - вкладывание, снятие - нанизывание, рассоединение - соединение.
Как приучать малыша к этому? Один из методов - "пассивных движений", когда взрослый выполняет задание рукой малыша. Вернее, поначалу старший совершает все необходимые операции сам, обращая на них внимание ребенка, затем они работают сообща, и чем дальше, тем маленький человек становится все более активным участником процесса.
И опять же - не забывайте о принципе постепенности. Не торопитесь, например, выполнять задания. Дайте малышу возможность рассмотреть предметы, привыкнуть к ним. Если вы выполняете какую-то операцию совместно, предложите ребенку выполнить задание повторно, но поспособствуйте, чтобы на сей раз, он мог проявить больше самостоятельности, инициативы.
Второй метод обучения можно обозначить как "случайное действие". Взрослый заранее так планирует ситуацию, чтобы исподволь, незаметно подвести малыша к самостоятельному выполнению задания. Это, кстати, особенно важно до 3 месяцев, когда у ребенка не сложилось еще целенаправленного воздействия на предметы.
Помните? С 6 месяцев младенцев учили захватывать предметы из любого положения. При этом подбирали такие упражнения, которые позволяли активизировать движения большого пальца. Детям прилагают игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном это погремушки. В магазинах их ассортимент невелик, поэтому можно самим сделать игрушки, используя "мордочки" кукольного театра бибабо. Так, например, можно изобразить петрушку, матрешку, зайчика, поросенка, мишутку, пришив "мордочкам" чехольчики, которые имеют "ручки", "лапки". Чехольчик натягивается на кеглю или продолговатую погремушку, а внизу, там, где начинается ручка, стягивается шнурком. Самоделку можно дополнить звуком, пришив маленький колокольчик к колпачку погремушки или вложив в кеглю мелкие предметы так, чтобы они гремели, но не высыпались (для этого плотно заклеивают ее основание).
Раннее развитие действий рук - пальчиков ребенка благотворно влияет на развитие его речи. Поэтому следует целенаправленно развивать ранние умение малыша. С 8 - 10 месяцев интенсивно "работает" не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы.
От 10 - 11 месяцев до 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев у детей появляются зачатки так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что малыши начинают обращаться с предметами не механически, а целенаправленно (из чашки пьют, расческой расчесываются и т. п.). Следует подобрать полезные игрушки.
Игрушек не должно быть много, обилие впечатлений ведет к переутомлению, перевозбуждению. Хорошо, если, попав в море игрушек, малыш, быстро устав, вскоре просто-напросто потеряет к ним интерес, но он может и начать ломать их. Его руки получат отрицательный "опыт" воздействия на мир.
У маленького человека еще слабы резервы нервной системы, он быстро утомляется, отвлекается. Но как бы ни был мал неслушник, необходимо тренировать его внимание, умение сосредоточиваться. И если к тому же малышу интересно, он способен к концу года безотрывно заниматься 10 - 15 минут.
Правда, "летучий" характер внимания малыша не скоро исправится, при малейшей помехе (упал стул, громко зазвучала музыка и т. п.) кроха тут же отвлечется, и вновь завладеть его вниманием будет непросто. Так что во время занятий старайтесь соблюдать тишину, это поможет ребенку быстрее войти в контакт со взрослым.
Родители воспитывают и развивают детей чаще всего по наитию, нежели по знанию, по науке. Особенно это касается игрушек. Какие ни попали под руки, те и даем детишкам. А ведь, наверное, здесь есть какие-то закономерности, наверное, каждому возрасту нужно подобрать свои игрушки. Ведь человечек-то не стоит на одном месте, он, даже если родители его не ахти какие опытные и предусмотрительные, все равно растет, взрослеет, совершенствуется, нуждается во все более сложных играх.
Каждому микровозрасту соответствуют свои игры, занятия. Вы уже знаете, как следует заниматься с малышом. На протяжении второго полугодия вам нужно обучить малыша следующему:
- выполнять действия с 2 - 3 предметами (воздействуя на один предмет, малыш изменяет в пространстве положение другого); выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпать все шарики из ведерка или опрокидывать тележку с кубиками и т. п.);
- вкладывать предметы в полое пространство (например, в коробку, ведерко);
- прокатывать предметы: толкать игрушки от себя, следовать за отталкиваемым предметом, прокатывать с лоточка;
- снимать предметы с опоры: кольца со стержня, втулки со шнура, шары с ленты (стержни, шнуры, ленты расположены горизонтально);
- нанизывать кольца большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости);
- рассоединить два предмета или один, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивать грибки, втулки из отверстий панели (столика, верстачка), открывать матрешки, бочата и т. п. (с помощью ленты, приемом подтягивания);
- открывать коробки: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки, проталкивать, выдвигать крышки на коробках;
- выполнять двухактные взаимоисключающие действия: выкладывание - вкладывание, снятие - нанизывание, рассоединение - соединение.
Как приучать малыша к этому? Один из методов - "пассивных движений", когда взрослый выполняет задание рукой малыша. Вернее, поначалу старший совершает все необходимые операции сам, обращая на них внимание ребенка, затем они работают сообща, и чем дальше, тем маленький человек становится все более активным участником процесса.
И опять же - не забывайте о принципе постепенности. Не торопитесь, например, выполнять задания. Дайте малышу возможность рассмотреть предметы, привыкнуть к ним. Если вы выполняете какую-то операцию совместно, предложите ребенку выполнить задание повторно, но поспособствуйте, чтобы на сей раз, он мог проявить больше самостоятельности, инициативы.
Второй метод обучения можно обозначить как "случайное действие". Взрослый заранее так планирует ситуацию, чтобы исподволь, незаметно подвести малыша к самостоятельному выполнению задания. Это, кстати, особенно важно до 3 месяцев, когда у ребенка не сложилось еще целенаправленного воздействия на предметы.
Помните? С 6 месяцев младенцев учили захватывать предметы из любого положения. При этом подбирали такие упражнения, которые позволяли активизировать движения большого пальца. Детям прилагают игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном это погремушки. В магазинах их ассортимент невелик, поэтому можно самим сделать игрушки, используя "мордочки" кукольного театра бибабо. Так, например, можно изобразить петрушку, матрешку, зайчика, поросенка, мишутку, пришив "мордочкам" чехольчики, которые имеют "ручки", "лапки". Чехольчик натягивается на кеглю или продолговатую погремушку, а внизу, там, где начинается ручка, стягивается шнурком. Самоделку можно дополнить звуком, пришив маленький колокольчик к колпачку погремушки или вложив в кеглю мелкие предметы так, чтобы они гремели, но не высыпались (для этого плотно заклеивают ее основание).
Раннее развитие действий рук - пальчиков ребенка благотворно влияет на развитие его речи. Поэтому следует целенаправленно развивать ранние умение малыша. С 8 - 10 месяцев интенсивно "работает" не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы.
От 10 - 11 месяцев до 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев у детей появляются зачатки так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что малыши начинают обращаться с предметами не механически, а целенаправленно (из чашки пьют, расческой расчесываются и т. п.). Следует подобрать полезные игрушки.
Игрушек не должно быть много, обилие впечатлений ведет к переутомлению, перевозбуждению. Хорошо, если, попав в море игрушек, малыш, быстро устав, вскоре просто-напросто потеряет к ним интерес, но он может и начать ломать их. Его руки получат отрицательный "опыт" воздействия на мир.